Cook F**k Kill

Рецензия, участвовавшая в конкурсе рецензий XIV Международного КиноФестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало».

Один из неоднозначных и "многослойных" фильмов конкурсной программы 14-го фестиваля "Зеркало".

Фильм - гротеск. Его неоднократно называют фильмом с элементами спектакля. Лично я там подобных элементов не увидел. Хотя, возможно, Мира Форнай и использует приёмы, изначально бывшие театральными.

Из отечественных фильмов Cook F**k Kill вызывает ассоциации с такими картинкам, как Даун Хаус, Сказ про Федота-Стрельца. Именно в плане подачи материала. Где, казалось бы, реальная, жизнь показана неким фарсом.

Возвращаясь к приёмам режиссёра - остаётся не совсем понятным, для чего автор использует "неестественные" элементы в фильме. Чтобы подчеркнуть "ненастоящесть" происходящего? Чтобы не погрязнуть в пучине негатива от вскрытой, как нарыв, проблемы, явно показанной Мирой?

Ведь режиссёр обнажает очень серьёзную проблему - проблему насилия в семье. Физического, психологического, бытового, тихого домашнего - какие они там ещё бывают... Мужей над жёнами, жён над мужьями, родителей над детьми, детей над родителями...

Нам показаны и избиение, и психологическое давление, и лицемерие, и, назовём прямо, травля, когда ребёнок "недостаточно хорош" или вообще весь в целом, или какими-то своими чертами характера, поведением, даже полом - "а девкой был бы краше".

Фильм показывает нам достаточно тяжёлый и серьёзный аспект нашей жизни с самых разных сторон. Посмотреть Cook F**k Kill определённо стоит. Героям фильма сопереживаешь. Несмотря на то, что персонажи фильма периодически кажутся куклами, марионетками, играющими отведённую им роль, и выпрыгнувшими в реальность из уличного балагана, они - живые и настоящие. Может как раз это и стыкует фильм и "театральность", про которую я упоминал в начале.

И при всей неестественности и вычурности происходящего на экране, тема-то затронута серьёзная. И эмоции мы видим тоже серьёзные, настоящие. И тут приходит понимание: возможно общий "дибилизм" всей ситуации, если рассматривать фильм, как единую историю, это ощущение фарса как раз и даёт нам возможность абстрагироваться от истории персонажей, от канвы повествования и сосредоточиться на мыслях, чувствах и эмоциях, которые вызывает показанная нам картина.

Я считаю, что, посмотрев этот фильм, человек задумается о том, что творится в семьях "за закрытыми дверьми", возможно, не дай Бог, в семье самого зрителя.

Мы видим, что не у всех есть силы противостоять. Мы видим множество психологических проблем у героев фильма: зависимость, созависимость, типаж садиста, типаж "жертвы"; мы видим самые разные способы как физического, так и психологического давления. Мы видим страх одних людей перед другими...

За всеми этими "лубочными" картинками мы видим мозаику жизни. Может быть не всю целиком, но отдельные кусочки паззла каждый сможет для себя выцепить и вставить их в свою картину мира, дополнить её. Возможно домашнее насилие, показанное в такой гротескной форме, будет чётче увидено, лучше осмыслено и понято зрителем. И мир станет чуточку лучше, если люди вынесут из этого фильма свои уроки.

P.S. Помимо того, что хотел сказать сам автор, есть много "пластов" трактовок и домыслов, аллегорий и символов. На сессии вопросов и ответов задавался вопрос, связан ли символизм названия фильма Cook F**k Kill с известным "Ешь. Молись. Люби". Оказалось, что по факту нет, что есть множество произведений, чьи названия состоят из трёх слов. Однако аналогии уже проводятся сейчас, и будут проводиться другими людьми, не знакомыми с точкой зрения автора. Опять же, аббревиатура CFK - это как бы перевёрнутая задом наперёд KFC...

Трактовать фильм Cook F**k Kill можно как угодно, он, как я говорил в начале, многослойный, и, помимо того смысла, что закладывал режиссёр, каждый сможет найти что-то своё и для себя.